Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что наблюдается постепенное исключение из Конституции норм, носящих преимущественно политико-идеологический характер.
Так, например, исключение термина «политическая система» из механизма конституционного регулирования устоев российского общества не означает, что политическая система как реальность и научная категория не существует.
В условиях правового государства существенно меняется роль политических институтов (партий, общественных организаций и массовых движений) и других звеньев политической системы в механизме осуществления власти.
В жизни современного общества политические партии, выступая связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством, выполняют значимую роль.
1. Правовой статус политических партий
1.1. Понятие и сущность политической партии
Статус и деятельность политических партий регулируются Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о партиях), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о партиях политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия представляет собой вид общественной организации (организационно-правовая форма юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями) (пп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ ).
Как отмечает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 09.11.2009 N 16-П, политические партии являются основными коллективными участниками избирательного процесса.
Именно деятельностью политических партий, как следует из ст. 13 (ч. 1, 3 и 4) Конституции РФ, предусматривающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, во взаимосвязи с ее ст. ст. 30 и 32, опосредовано осуществление избирательных прав граждан и права народа на свободные выборы.
1.2 Государство и политические партии
Характер взаимоотношений политических партий и государства определяется их возможностью осуществлять контроль за деятельностью друг друга.
Юридическая наука уделяет достаточно много внимания контролю государства за политическими партиями.
Однако научный интерес представляют также теоретико-правовые основы контроля, осуществляемого политическими партиями в избирательном процессе.
Для изучения этого вопроса полезно обратиться к зарубежному опыту, например Германии, государству со стабильной и эффективной партийной системой, в котором правовое положение политических партий закреплено на конституционном уровне.
Политические партии в Российской Федерации - это особый вид общественных объединений, которые призваны осуществлять общественный контроль.
Общественный контроль - одно из основных конституционно-правовых средств обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Конституционной основой общественного контроля служит положение о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
Делегировав свои полномочия государству, народ оставил за собой право осуществлять контроль за его действиями. Объектами такого контроля выступают органы государства и местного самоуправления.
В механизм общественного контроля входят методы, формы и средства воздействия на сферу публичного управления. Особый метод общественного контроля - метод самоуправления, который предполагает инициативу самих граждан и общественных объединений в проведении контрольных мероприятий.
Формы общественного контроля - это всевозможные контрольные действия, регламентированные правовыми нормами и имеющие юридическое значение.
К средствам общественного контроля относят систему юридических процедур его осуществления.
С.М. Зубарев предлагает под общественным контролем понимать вид юридического процесса, представляющий собой определенные правовыми нормами последовательные процедуры участия граждан и институтов гражданского общества в установлении качества принимаемых в сфере публичного управления нормативных правовых актов и эффективности их реализации государственными органами и органами местного самоуправления с целью предупреждения нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, минимизации последствий подобных правонарушений и восстановления нарушенных прав.
Согласно Федеральному закону от 21 июня 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» к средствам общественного контроля следует отнести проверку, анализ и оценку. В качестве форм общественного контроля Закон называет общественный мониторинг, общественную экспертизу, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания и пр.
2. Анализ статуса политических партий
2.1. Конкуренция политических партий
Политическая жизнь протекает в атмосфере острой конкурентной борьбы. Борьба политических партий рассматривается в качестве одной из форм проявления конкуренции.
Голоса избирателей являются ресурсом, за обладание которым борются политические партии и получение которого обеспечивает политической партии участие в отправлении политической власти.
На выборах полученные партией голоса конвертируются в определенные властные посты.
Термин "конкуренция" происходит от латинского concurrere - сталкиваться, соперничать.
Возникнув в экономической науке, со временем данный термин проник в политическую, а затем и в юридическую науки.
По мнению Т.А. Оспанова, политическая конкуренция в широком смысле - это "взаимодействие субъектов политических отношений, которое подразумевает противостояние различных сил с целью приобретения власти, государственных полномочий, политического авторитета, на основе равенства возможностей, справедливости и ведения честной борьбы".
В другой своей работе данный автор рассматривает политическую конкуренцию как "взаимодействие индивидов, социальных групп, органов власти и территориальных образований при помощи механизмов, обеспечивающих действие основных норм народовластия, использующих установленные законодательством методы противостояния и соперничества с целью приобретения власти, государственных полномочий, политического авторитета и других политических ресурсов на основе равенства возможностей, справедливости и ведения честной борьбы". Лукьянова Е.А. видит в политической конкуренции "набор механизмов, обеспечивающий действие основных форм народовластия: непосредственной, представительной и консультативной демократии", а Б.Л. Вишневский - "получение от народа права на управление государством в результате открытых, равных и честных состязательных процедур, возможность граждан сменить власть, результаты деятельности которой их не устраивают".
Как видно из приведенных выше определений, политическая конкуренция вытекает из наличия правового государства.
Политическая конкуренция неразрывно связана с политической властью - она существовала и будет существовать, пока существует первая. Даже в древних деспотиях, даже при тоталитарных режимах XX в. можно обнаружить признаки политической конкуренции.
Но применительно к данным случаям круг ее субъектов был крайне ограничен - отдельными лицами либо группами лиц, кланами, партиями, стремящимися участвовать в осуществлении власти.
Такими субъектами могли выступать лица из ближайшего окружения деспота, диктатора, вождя, боровшиеся друг с другом и стремившиеся в ходе данной борьбы заручиться поддержкой носителя верховной власти, либо же - в зависимости от расстановки сил - устранить его и присвоить себе властные полномочия. При этом для достижения целей могли использоваться любые методы.
А сама борьба зачастую заканчивалась полным уничтожением соперников, в том числе и физически. Но общественные отношения порождали появление новых соперников и обеспечивали постоянную борьбу за власть.
В условиях формирования гражданского общества и становления демократического, правового государства политическая конкуренция не только получила стремительное развитие, но и приобрела совершенно иной характер.
2.2. Ведение предпринимательской деятельности политических партий
Политические партии призваны формировать, выражать политическую волю граждан, участвовать в выборах, представлять интересы своих избирателей в органах власти.
Но для того, чтобы партии могли полноценно функционировать, им необходимо располагать стабильными источниками дохода. Вполне можно согласиться с Ю.А. Юдиным в том, что "взаимосвязь денег и политики - явление, присущее политической жизни на всех этапах развития государственности".
Поэтому эффективность их деятельности во многом зависит от доступа к финансовым ресурсам.
Денежные средства политической партии могут формироваться за счет различных источников - вступительных и членских взносов, средств, полученных в рамках государственного финансирования, пожертвований, поступлений от партийных мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, поступлений от гражданско-правовых сделок.
Таким образом, доходы от предпринимательской деятельности рассматриваются как один из возможных источников поступлений политическим партиям.
Под предпринимательской деятельностью политической партии, исходя из положений Гражданского кодекса РФ, можно рассматривать самостоятельную деятельность, которую партия осуществляет на свой риск, с целью систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, перечень которых определен Федеральным законом "О политических партиях".
Думается, что направленность на систематическое получение прибыли позволяет отграничить предпринимательскую деятельность политической партии от поступлений в рамках заключения отдельных гражданско-правовых сделок.
Как следует из п. "л" ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", политическая партия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
Получение доходов от ведения хозяйственной деятельности практиковалось российскими политическими партиями с момента их возникновения.
В дореволюционный период эта деятельность партий была связана в первую очередь с выпуском партийных изданий. В эпоху нэпа, кода в стране уже существовала однопартийная система, парторганизации ВКП(б) участвовали в создании кооперативов, получая прибыль от их деятельности, хотя официально подобная деятельность не поощрялась.
На рубеже 1980-х - 1990-х гг. в нашей стране происходит возрождение многопартийности. Закон СССР от 9 октября 1990 г. "Об общественных объединениях" заложил правовые основы деятельности различных видов общественных объединений, включая политические партии, в результате чего последние могли осуществлять наряду с иными видами деятельности производственную и хозяйственную.
Политические партии могли создавать предприятия и хозрасчетные организации.
Политические партии как общественные объединения могли иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, а также издательства и другие предприятия, создаваемые за счет средств этих объединений в соответствии с целями, указанными в их уставах.
В 1990-е гг. партии осуществляли предпринимательскую деятельность, которая, впрочем, существенного дохода не приносила. Издание партийной прессы было убыточным и не покрывало затрат. Поступления от продажи значков, маек и канцелярских принадлежностей с партийной символикой были весьма скромными.
Так, по данным Ю.Г. Коргунюка, "в бюджете крупнейшего общественно-политического объединения позднесоветского периода - движения "Демократическая Россия" из поступивших в 1991 г. 3 млн 147 тыс. руб. лишь 15 тыс. были заработаны редакционно-издательской деятельностью и всего 2 тыс. - продажей значков".
Заключение
По итогам работы можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация монопольного обладания властью со стороны одной партии неизбежно увеличивает риск паралича государственного управления в условиях политической монополии.
Даже руководство партии власти признает наличие симптомов уже начавшегося воплощения этого риска. Они следующие:
Во-первых, отсутствие мотивации и, как следствие, нежелание членов партии, избранных в законодательные органы, практически представлять интересы населения.
Во-вторых, одобрение действий исполнительной власти и вносимых ею законопроектов без должного анализа с позиций соответствия последних интересам избирателей.
В-третьих, снижение прозрачности обсуждения законопроектов внутри представительного органа и подотчетности избирателям.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
8. Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 г. N 653-150 "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, при освещении их деятельности региональным телеканалом и региональным радиоканалом" // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. 15 декабря.
9. Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 "Об общественных объединениях" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. N 42. Ст. 839. Утратил силу.
10. Постановление ЕСПЧ от 30.01.1998 по делу "Объединенная коммунистическая партия Турции и другие против Турции", Постановление ЕСПЧ от 12.04.2011 по делу "Республиканская партия России против Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 N 16-П // Собрание законодательства РФ, 23.11.2009, N 47, ст. 5709.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 N 1-П // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, N 6, ст. 491.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 N 11-П // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3989.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 467-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1422-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учеб. пособ. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 120.
17. Аксельрод С.М. Нормативный конституционно-правовой статус политических партий в россии как субъектов избирательного процесса на федеральном уровне // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного и международного права. Материалы Третьей ежегодной конференции. 2019. С. 7-11.
18. Аксельрод С.М. Особенности конституционно-правового статуса политических партий в россии (на примере законодательного закрепления вопросов участия в федеральных электоральных кампаниях) // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного и международного права. Материалы Третьей ежегодной конференции. 2019. С. 11-14.
19. Берлявский Л.Г., Махова А.В. Роль избирательного законодательства в эволюции российской партийной системы // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 4. С. 3-9.
20. Братановский С.Н. Административно-правовые аспекты организации и деятельности политических партий в России // Государство и право. 2019. № 12. С. 16-25.
21. Веденькина Т.П. К вопросу о конституционно-правовом статусе политических партий / В книге: российская наука: актуальные исследования и разработки. сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Самара Издательство Самарского государственного экономического университета, 2020. С. 493-495.
22. Володина С.В. Многопартийность как основа конституционного строя России: Монография. М.: Проспект, 2016. С. 110 - 111.
23. Горбатова В.А. Конституционно-правовой статус политической партии: эволюция законодательства // В сборнике: молодежь и наука XXI века. Политика и право в современном мире. Материалы III Региональной научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2020. С. 44-46.
24. Гутерман А.Е. Осуществление политическими партиями предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2019. N 5.
25. Гуторова А.Н. Сравнительно-правовой анализ конституционного регулирования основ статуса политических партий в странах постсоциалистического конституционализма // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 37-44.
26. Долгих Ф.И. Конституционная регламентация деятельности политических партий в свете глобальных тенденций конституционно-правового развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 4 (131). С. 102-115.
27. Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий России: Монография. М.: Юрист, 2017. С. 54 - 57.
28. Долгих Ф.И. Предпринимательская деятельность политических партий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. N 2. С. 149.
29. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б) - ВКП(б) в первой половине 1920-х гг. // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 4.
30. Долгих Ф.И. Финансирование политических партий России в 2016 г.: некоторые тенденции и закономерности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 24.
31. Дюльгер М.Г., Саратова О.В. Особенности административно-правового статуса политических партий РФ // В сборнике: Защита прав и свобод человека и гражданина (к 26-летию Конституции Российской Федерации 1993 года). Межвузовская студенческая конференция. Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. 2019. С. 93-97.
32. Ефимова Е.В. Особенности конституционно-правового регулирования политических партий в Российской Федерации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 389-393.
33. Зубарев С.М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Lex russica. 2014. N 7. С. 798 - 812.
34. Зурнаджян М.В., Рудых С.А. Правовой статус совета федерации. Политические партии в Российской Федерации // В сборнике: противодействие экстремизму, терроризму, коррупции: теория и практика. материалы Национальной научно-практической конференции. Армавир, 2019. С. 70-74.
35. Какителашвили М.М. Мониторинг правовой модели многопартийности в государствах - участниках СНГ // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 16-24.
36. Кнышов П.А., Опарин В.Н. Зарождение конституционно-правового статуса политических партий в западной европе // Студенческий. 2019. № 20-5 (64). С. 29-32.
37. Кнышов П.А., Опарин В.Н. Схожесть правого статуса политической партии ссср и конституционно-правового статуса политических партий РФ // Студенческий. 2019. № 33 (77). С. 72-74.
38. Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью // Полития. 2010. N 3-4. С. 95.
39. Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в условиях "недодемократии": основные проблемы // Политические партии и конкуренция в демократических и недемократических режимах / Под ред. Ю.Г. Коргунюка, Е.Ю. Мелешкиной, Г.М. Михалевой. М., 2010. С. 31 - 32.
40. Кочкарова Э.А. Разновидности ответственности политических партий по законодательству Кыргызской республики // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 4. С. 94-99.
41. Кочкарова Э.А.А. Теоретико-правовой анализ конституционного статуса политических партий в кыргызской республике // Современное российское право. 2019. № 4 (5). С. 8-13.
42. Лазарев А.В. Правовое неравенство парламентских и непарламентских партий России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. N 1. С. 8.
43. Луценко С.И. Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности // СПС КонсультантПлюс. 2020.
44. Макарцев А.А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в Российской Федерации: проблемы реализации правового статуса // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер.: Право. 2014. N 3. С. 52.
45. Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 53.
46. Осмонова А.А. Конституционно-правовые нормы, регулирующие статус политических партий в Кыргызской республике // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2020. Т. 20. № 3. С. 125-128.
47. Оспанов Т.А. К вопросу о политической конкуренции в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 3. С. 33 - 37.
48. Оспанов Т.А. Участники и субъекты политической конкуренции в системе конституционно-правовых отношений // Юридический мир. 2014. N 6.
49. Платонова Н.И. Финансирование текущей деятельности политических партий в России и зарубежных странах: Сравнительно-правовой анализ: Монография. М., 2017. С. 5.
50. Полянский В.В., Борисов И.Б. Общественный контроль на выборах. М., 2015. С. 22.
51. Попова А.А. Проблемы правового статуса политических партий // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 3. С. 32-39.
52. Пузенцова Ю.А. Конституционно-правовое регулирование института общественных объединений и политических партий в российской федерации // Аграрное и земельное право. 2020. № 10 (190). С. 7-11.
53. Румянцев А.Г. Много партий хороших и разных?.. Анализ изменений российского Закона "О политических партиях" с точки зрения экономической теории демократии // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 6. С. 63 - 64.
54. Хубецов Г.С. Конституционно правовой анализ (статуса) политических партий и порядок работы их региональных отделений // В сборнике: Пути повышения уровня правосознания и правовой грамотности в современном гражданском обществе. Материалы Международной научно-практической конференции,посвященной 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). 2020. С. 375-384.
55. Цапко Е.В. Конституционно-правовой статус политических партий как участников избирательных правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного и международного права. Материалы Третьей ежегодной конференции. 2019. С. 178-181.